Навязчивый нефтяной сервис
Авторы: Наталья Велина

Навязчивый нефтяной сервис

Специалисты и аналитики нефтегазового сектора констатируют: 25% российского рынка нефтегазового оборудования приходятся  на импортные поставки, несмотря на внушительное количество иностранной техники на российских месторождениях, эта цифра вовсе не является катастрофичной, поскольку речь идет не о качестве зарубежной продукции по отношению к нашей, а о соответствии этого оборудования требованиям российской нефтянки…

Впрочем, те самые пресловутые 25% иностранной техники на наших разработках могут существенно вырасти в результате привлечения российскими нефтегазовыми корпорациями иностранных (в первую очередь американских) сервисных компаний для проведения геологоразведочных работ. Например, Тюменская область в свое время подписала соглашение о сотрудничестве с компанией «Шлюмберже», а «Сибнефть» – с Halliburton и Baker Hughes. В свою очередь, иностранные сервисные компании предпочитают импортировать необходимую им технику. Опасность для российских предприятий нефтяного машиностроения заключается еще и в том, что Halliburton и Baker Hughes представляют собой диверсифицированные концерны, предлагающие решения «под ключ». Обязательным элементом этих решений является поставка оборудования, производимого только предприятиями этих корпораций.

Перед лицом усиления иностранной (в первую очередь, американской) конкуренции – особенно на рынке нефтяного оборудования – российским производителям необходимо сменить свою стратегию с производственно-ориентированной на сервисно-ориентированную. С целью повышения конкурентоспособности и на российском, и на внешнем рынках предприятиям химического и нефтяного машиностроения необходима консолидация усилий с российскими геологоразведочными, сервисными, строительно-монтажными и проектными предприятиями.

Впрочем, не все так плохо. Точка зрения Николая Глазова, заведующего лабораторией технологии и технических средств электрохимической защиты ООО «Институт ВНИИСТ», отставляет немало простора для оптимизма:

– Оборудование, применяемое сегодня для электрохимической защиты, к примеру, газопроводов (это преобразователи, анодные заземлители и т.д.) в основном используется отечественного производства. Насколько я знаю, «Газпром» использует от 70 до 80 процентов российского оборудования на своих трубопроводах. Почему? Да потому что использовать импортные агрегаты невыгодно и зачастую накладно. Очень яркий и конкретный пример тому – это Каспийский трубопроводный консорциум, изначально запрограммированный американцами на использование иностранного оборудования. В процессе эксплуатации пришлось пересматривать вопрос обеспечения электрохимической защиты газопровода в пользу российских аналогов. Металлоемкое оборудование для газопроводов тоже производится на наших заводах и из нашего металла, из наших же труб.

Действительно, в России технические условия для эксплуатации разрабатываются, исходя из специфических условий эксплуатации, наличия агрессивной среды, да хотя бы с точки зрения коррозийной устойчивости. Наши тех. условия для оборудования довольно жесткие, предусматривают 15 лет эксплуатации и мало кто из заграничных аналогов может соответствовать подобным требованиям. По крайней мере я лично не знаю, кто из иностранных производителей в состоянии заявить подобный срок. Между тем в тех. условиях иностранных аналогов зачастую вообще отсутствует такая информация, в то время как у нас в стране существуют довольно жесткие требования по защите от той же коррозии. Подобной «небрежностью» грешат даже представители крупных мировых брендов по производству нефтегазового оборудования, которых, кстати, на мировом рынке не так уж и много.

Вот лишь один из примеров, наглядно иллюстрирующих конкурентоспособность российского оборудования для НГК.

В конце декабря 2006 года пермские двигателестроители стали победителями в тендерах на поставку газотурбинного оборудования для электростанций и перекачки сырой нефти в рамках проекта «Сахалин-2».

В тендере на поставку газотурбинных электростанций ОАО «Авиадвигатель» выступило совместно с ЗАО «Искра-Энергетика», которое было заявлено как генеральный поставщик оборудования по данному проекту. Тендер проводился компаниями «Sachalin Energy» и «Fluor Daniel». Конкурентами пермских двигателестроителей выступили такие известные компании, как «Siemens» и «Solar», которые наши производители оборудования сумели в конечном итоге обойти и тендер выиграть. По словам генерального директора Пермского моторостроительного комплекса Валерия Жеглова, результаты тендеров проекта «Сахалин-2» являются признанием конкурентоспособности нашей техники не только отечественными, но и западными заказчиками оборудования на мировом рынке энергетического и нефтяного секторов.

http://magazine.neftegaz.ru