Реакторы на реках Якутии
В конце ноября - начале декабря в северные районы республики приезжали специалисты Росэнергоатома. И это был уже не досужий интерес,а этап подготовки к реализации проекта по энергообеспечению КрайнегоСевера с помощью атомных электростанций. Из стадии замысла проектуверенно переходит к конкретной реализации, уже почти готовы первыереакторы для Якутии, и вырисовываются очертания Арктики XXI века - безмазутных ТЭЦ и нефтяных разводов на реках. Атомщики для станцийабсолютно нового типа уже места присматривают, а мы еще даже не знаем,что это за плавучие реакторы и зачем они нам тут. Корреспондент “НВ”разобрался в этом вопросе.
Якутский атом
Электричество от атомной энергетической установки для Якутии неновость, так, поселок Черский до сих пор получает электроэнергию отБилибинской АЭС на Чукотке. Что можно сказать об этой станции? Она ужестарая, запущена в 1974 году, практически выработала два срока и в 2016году будет закрыта. Энергетики, говоря об электростанциях Севера, БАЭСчасто называют “станцией белого снега” - вокруг всех ТЭЦ снег всегдачерный от копоти, а вокруг БАЭС сверкает девственной белизной. Это кслову об экологии.
И, понятное дело, прекращение работы БАЭС сразу ставит вопросэнергоснабжения Чукотки и северо-востока Якутии. А решить этот вопросдолжны как раз плавучие АЭС малой мощности. О Чукотке подробно говоритьне будем, скажем лишь, что там ПАЭС будет скорее всего в Певеке, а внашей республике запланировано запустить четыре такие станции. В ужеупоминавшемся Черском, а также в Юрюнг-Хая, Тикси и Усть-Куйге. Это дляначала, в дальнейшем не исключен вариант, что весь Север станетполучать электричество и даже отчасти тепло исключительно от ПАЭС. Мы впрактике применения и эксплуатации таких станций станем первыми, ноидея не нова.
Баржа с реакторами
Что представляет из себя плавучая АЭС малой мощности? Во-первых,энергетические установки, проще говоря, реакторы. ПАЭС в Якутии будутдвух типов - на реакторах АБВ-6м (12 мВт электрической мощности) иКТЛ-40 (70 мВт электрической мощности). В принципе, это практически теже реакторы, которые стояли и стоят на атомных ледоколах и атомныхподводных лодках, только модернизированные. Так, КТЛ-40 - это “брат”реактора АПЛ “Курск”. Как все помнят, лодка затонула в Северном море врезультате мощного взрыва в носовой части, вызвавшего детонациюбоезапаса. Когда субмарину подняли со дна, она была буквальноразворочена. А реактор абсолютно не пострадал, в автоматическом режимезаглушился и пролежал на стометровой глубине несколько месяцев. Приэтом все пробы окружающей среды не показали никаких радиоактивныхутечек.
На ПАЭС будет стоять, конечно, не точная копия реактора с боевойАПЛ. У подводников требования к энергоустановкам жестче. Например, имнеобходима возможность максимально быстрого разгона реактора изполузаглушенного состояния на предел мощности и наоборот. Все эти“реактивные” навороты и прочие не нужные в мирной работе техническиерешения на установке ПАЭС, само собой, будут отсутствовать. Что,кстати, повышает безопасность установки - в ритмичном без форсированийрежиме любой механизм работает стабильно и надежно. Но вот защищенностьустановки от внешних воздействий останется на уровне военной, может,даже больше - по расчетам, падение на ПАЭС тяжелого грузового самолетане в силах повредить реактор.
Реакторы производятся на предприятии Росэнергоатома, которыйтрадиционно снабжает такими установками флот и имеет большой опыт вработе. К слову, первая пара КТЛ-40 для ПАЭС будет готова уже в началеследующего года. Турбины изготавливает завод в Калуге, тоже не новичокв своем деле. А монтироваться все это добро будет в Северодвинске нанесамоходное судно, проще говоря, баржу. Кстати, реакторов на ПАЭСставится два. Для пары КТЛ-40 баржа будет длиной 144 метра, шириной 30метров, водоизмещением 21,5 тыс. тонн. Хотя по внешнему виду это всетаки не баржа, а судно.
Экономия на северном завозе
Но вернемся к Якутии, к экологической безопасности и экономическойцелесообразности нового источника энергии. Как уже говорилось, ПАЭСполностью монтируется в Северодвинске, и в республику будетбуксироваться по Северному морскому пути и далее по рекам. То есть небудет никаких грандиозных строек, уничтожающих нежный покров тундры,провести линии электропередачи и распределительные станции поставить -это совсем не фундамент под огромное здание закладывать и тонныстройматериалов завозить. Насчет экологичности работы ПАЭС - выше ужеговорилось о “станции белого снега”.
Никаких ядерных отходов в республике от ПАЭС не будет. Времяэксплуатации до капитального ремонта - 12-15 лет. Потом ПАЭС заменяютаналогичной, а старую уводят в Северодвинск для ремонта и утилизациивсех отходов. И тут надо еще понимать, что в таких реакторах сгораеттолько 2% уранового топлива, а только это и есть отходы. Оставшиеся 98%от “мусора” очищают и снова используют по назначению.
Экономическая выгода тоже очевидна. Руководитель республиканскойрабочей группы по обоснованию ПАЭС профессор Валерий Степанов приводиттакие цифры. Каждый год республика тратит порядка 1 млрд 200 млн рублейна завоз ГСМ на север для энергоснабжения. Это государственные расходы.А есть еще частные предприятия, например, алмазодобытчики Эбеляха, сфабрикой №13 и прочим хозяйством. Они на мазут и соляру дляэнергоснабжения тоже тратят порядка 1 млрд 200 млн рублей. Одна ПАЭСстоит 5-6 млрд рублей и, по расчетам, полностью окупает себя за 6 лет.А дальше ПАЭС работает на чистую экономию миллиардов рублей бюджета ичастного капитала. Вот такой простой расчет.
Тут еще остается добавить, что традиционные мазутные ТЭЦ на КрайнемСевере дошли до предела износа, и замена их на новые - работа еще болеедорогостоящая и трудоемкая, чем буксировка ПАЭС. Об экологии тут ивовсе разговоров не ведется. К слову, ежегодно при добыче угля в Россиив отходы отработанной породы уходит 5 тыс. тонн сопутствующего углюурана, который лежит в отвалах. А уголь при сгорании в топках ТЭЦвыделяет окись азота, которая идет в атмосферу, убивает озоновый слой,вызывает кислотные дожди и прочие “прелести”. Странно только, что длядобычи урана на Эльконском рудном поле спроектирована угольная ТЭЦ -чадить будет она, а шишки посыпятся на атомщиков.
А появятся эти станции у нас примерно к 2013-2016 году, но не позднее, чем прекратится эксплуатация Билибинской АЭС.
Зарубежный интерес
Что интересно, идеи о создании ПАЭС для нужд Крайнего Северапоявились еще году в 1980, и все возможности имелись уже тогда - и опытатомного ледокольного флота, и подходящие для соответствующеймодернизации реакторы. Но почему-то четверть века пришлось подождать. ВСША над идеей АЭС тоже задумывались, даже выделили деньги наисследования, но посчитали проект для себя не перспективным.
А в России, когда вернулись к замыслу ПАЭС, увидели и еще большиеперспективы, чем просто решение электроснабжения Севера. Возьмем ту жеКТЛ-40. Помимо 70 мВт электрической энергии она способна вырабатыватьдо 300 мВт тепловой. Одной такой малой станции хватит на полноеэнергообеспечение города с населением в 50 тыс. человек. Но помимоэтого ПАЭС может использоваться как опреснитель морской воды, а это ужеактуально не для нашего Севера, а для не нашего юга -заинтересованность в приобретении ПАЭС высказали Китай, Индия и другиестраны.
Причем за рубеж Россия может не продавать ПАЭС, а как бы сдавать варенду. Заключается контракт на выработку определенного количестваэнергии или на какой-то срок, судно-буксировщик приводит ПАЭС к чужомуберегу, там ее подключают к инфраструктуре и выполняют условияконтракта, а как контракт истек - отшвартовались и поплыли дальше.
Новая Усть-Куйга
Рабочая группа по обоснованию применения плавучих АЭС малой мощностибыла создана уже три года назад. Руководитель группы - заведующийкафедрой основ ядерной физики ЯГУ, доктор физико-математических наук,профессор Валерий Степанов в ходе работы неоднократно выезжал вкомандировки на север, из одной вернулся совсем недавно и уже буквальновидит, как могут оживить и спасти от запустения якутский север ПАЭС.
Мы со специалистами Росэнергоатома недавно ездили по местам будущегоразмещения ПАЭС, посетили и Усть-Куйгу, где на р. Анабар планируетсяпоставить станцию на 12 мВт электрической мощности. Усть-Куйга - этоворота региона, где находятся богатейшие залежи олова и золота. Золотыеместорождения там приобрел г-н Потанин, и они пока простокапитализуются, вырастая в цене. А впечатление поселок производит - какУкраина после фашистской оккупации. Все трубы текут, многие домазаброшены, те, в которых живут, - перекошены. В единственной школе полыгрибок съел, все шатается. Население более тысячи человек, а очистныхсооружений нет. И застраивался поселок хаотично, разбросанно, ко всемуеще и в низине, постоянно подтапливаемой паводками.
Когда там появится ПАЭС, - это будет толчок к возрождению иперестройке. Да даже чисто по- человечески, ну нельзя же будет рядом стехникой XXI века так жить. Начнется все со строительства жилыхпомещений для работников станции, а это три смены по 36 человек, плюссемьи. Как раз недалеко от будущего размещения ПАЭС есть ровноевозвышенное место, где можно будет расположить новый поселок.Финансирование строительства, возможно, обеспечится за счет экономиисредств северного завоза, а может, и золотодобытчики постараются. Ишкола новая появится, и больница, и очистные сооружения. Ведьпроизойдет огромное высвобождение средств, которое благотворноотразится на снижении себестоимости горнодобычи и вообще на стоимостижизни в регионе. Мы уже сейчас не исключаем вариант и прорабатываемего, что в дальнейшем там понадобится еще одна ПАЭС либо более мощная.Благо, ПАЭС - установка мобильная, и замену произвести не так сложно.
Источник: www.atomic-energy.ru