Цинкнаполненные покрытия: особенности применения и испытаний

Цинкнаполненные покрытия: особенности применения и испытаний

Коммерческий интерес к покрытиям этого класса объясняется их уникальными защитными свойствами:    покрытия  на основе ЦНП  отличает повышенная надежность и долговечность [1-3]. Наряду с этим растет интерес к изучению их эксплуатационных характеристик со стороны  российских исследователей. К сожалению, наш опыт работы  с потребителями  ЦНП, а также ряд последних публикаций на эту тему [4-6], свидетельствуют о  недостаточно  глубоком понимании специфики их защитного действия.  Это  влечет за собой ошибки при  применении и испытаниях, и как следствие –  незаслуженную дискредитацию материалов известных торговых марок.

Научно-производственное предприятие «Высокодисперсные металлические порошки» (ВМП) более 20 лет занимается разработкой и производством материалов для «холодного» цинкования. Опираясь на многолетний опыт применения различных типов ЦНП и всестороннего изучения их свойств в тесном сотрудничестве с ведущими отраслевыми и научными центрами страны, мы сочли необходимым еще раз остановиться на особенностях коррозионно-защитного поведения ЦНП с акцентом на области их применения и методы исследования.

Хорошо известно [7-14],  что ЦНП предотвращают коррозию стали, сочетая два механизма защиты:  катодный  (протекторный) подобно традиционным цинковым покрытиям и  барьерный (гидроизолирующий) подобно лакокрасочным покрытиям. Катодная защита осуществляется благодаря высокому содержанию в них порошка цинка. При  повреждении  покрытия или при  воздействии на него агрессивной среды  начинает работать множество микрогальванопар «железо-цинк», в которых цинк подвергается жертвенному растворению с образованием продуктов окисления. Труднорастворимые продукты постепенно накапливаются в микропорах покрытия, оно уплотняется и становится менее  проницаемым.  Наступает  гидроизолирующая стадия защиты.

При кажущейся простоте такого объяснения,  реальные процессы, протекающие   в  ЦНП  различного состава, значительно сложнее. В зависимости от качества и количества  цинкового порошка, а также  химической природы используемого пленкообразующего полимера, общее коррозионно-защитное поведение покрытий и  вклад в него протекторного и гидроизолирующего механизмов оказывается различным. Это обусловлено уникальностью неупорядоченной структуры формирующихся покрытий. 

Основные структурные элементы ЦНП  схематично изображены на   рис.1. В данном случае  мы приняли, что порошок цинка в рассматриваемых покрытиях  имеет сферическую форму, среднемассовый диаметр частиц - 4-10 мкм, имеет низкое содержание примесей и оксидов цинка, и в целом   отвечает требованиям [15]. Вопросы влияния качества порошка  на защитные свойства ЦНП  подробно рассмотрены в [16-20].

Общепризнанно [11-14], что условием реализации протекторной защиты является существование цепочек из частиц цинкового порошка, электрически связанных между собой и со стальной основой. Экспериментально было получено, что при   концентрации порошка примерно 65 мас. %  у ЦНП скачкообразно возникает электропроводность, то есть уже при этой концентрации цинкового порошка в покрытии становится возможной протекторная защита [21,22]. В дальнейшем численным экспериментом подтверждено [23,24], что именно при этой концентрации цинкового пигмента в ЦНП возникают первые бесконечные кластеры (А на рис.1), ответственные за протекторные свойства. При дальнейшем увеличении содержания цинкового порошка количество частиц, принадлежащих бесконечным кластерам, растет. Соответственно увеличивается электрохимическая активность ЦНП и  вклад протекторного механизма в общее защитное действие.

Другой структурный элемент ЦНП, оказывающий влияние на защитные свойства, - пористость. Микро- и макро- пористость покрытия определяется типом пленкообразующего полимера, его количеством, смачивающей способностью  и структурой формирующейся сетки [25,26]. В зависимости от количества и размера пор в покрытии преобладает изолирующий (низкая пористость) или протекторный (высокая  пористость) механизмы защиты основы. Наличие определенной пористости ЦНП является  необходимым  условием  реализации его протекторных свойств [25,27]. В случае незначительной пористости доля активной поверхности пигмента невелика, быстро наступает его пассивация продуктами коррозии цинка, поэтому период катодной защиты оказывается непродолжительным. При этом доминирует гидроизолирующий механизм защиты стальной основы.

В то же время чрезмерное повышение пористости, а также наличие большого количества крупных, легко смачиваемых пор в ЦНП может привести к  сокращению срока его службы вследствие быстрого вытравливания металлического пигмента. В некоторых случаях повышенная пористость ЦНП может быть спровоцирована нарушениями технологии нанесения.

Таким образом,  варьируя содержание цинка и тип полимера, можно создавать ЦНП с различными  технологическими  защитными и свойствами.

В настоящее время в мире промышленно выпускаются десятки марок  цинкнаполненных материалов, отличающихся физико-химическими характеристиками [28-30]. Как правило, они имеют  достаточно высокое содержание цинка  в покрытии, свыше 80 мас.%,  [31].   С точки зрения типа пленкообразующей основы [32] наибольшее распространение получили органические полимерные составы:

- термореактивные,  отверждающиеся за счет необратимых химических превращений (эпоксидные, полиуретановые и др.);

- кремнийорганические, отверждаемые за счет догидролиза влагой воздуха алкилсиликатов, преимущественно этилсиликата;

-  термопластичные, отверждающиеся за счет испарения растворителя.

Многообразие представленных на рынке ЦНП позволяет найти оптимальное решение по антикоррозионной защите в широком диапазоне  условий эксплуатации и нанесения покрытий.  При этом специфика протекания коррозионно-защитных процессов у ЦНП разного состава предопределяет области их предпочтительного применения. Этот факт  сегодня нашел отражение  в   международных стандартах   [33].

Необходимость учета  особенностей ЦНП разного состава,  как при использовании,  так и при испытаниях,  мы хотим продемонстрировать на примере материалов производства  ВМП  на основе  наиболее распространенных типов пленкообразующих полимеров с различным содержанием порошка цинка (табл.1).

Покрытие ЦИНОЛ  представляет класс ЦНП  с максимально высоким содержанием цинка – 96 мас.%.  Как показано  в [10,34],  такие  материалы могут быть получены только при использовании в качестве связующих термопластичных полимеров. С точки зрения   модельных представлений о структуре ЦНП,  покрытие ЦИНОЛ представляет собой комбинацию бесконечных кластеров (тип А,  рис.1) и микропор (тип Е рис.1), наличие которых обусловлено плотной упаковкой частиц порошка  цинка в полимерной матрице и наличием пустот  между отдельными частицами, не смоченными пленкообразующим [35]. Благодаря этому сочетанию покрытия с максимально высоким содержанием цинка отличает высокая и продолжительная протекторная активность. 

В связи с этим ЦИНОЛ и его аналоги обладают ярко выраженным катодным механизмом защиты, сохраняемым длительное время [10,34].  Об этом наглядно свидетельствует данные рис. 2, где представлены временные зависимости потенциала стали с покрытием в условиях атмосферной эксплуатации. По электрохимическим свойствам покрытие ЦИНОЛ близко цинковым покрытиям, полученным методом горячего цинкования. Поэтому оно часто используется в качестве равноценной альтернативы горячецинковым покрытиям и имеет аналогичные области применения.

Несмотря на исключительные защитные свойства цинка, применение цинковых покрытий имеет ограничения. Цинк считается устойчивым в диапазоне рН = 6-12,5.  При меньших и больших значениях рН наблюдается резкое увеличение скорости коррозии вследствие растворения пассивных пленок на цинке [36-38]. Поэтому согласно действующим российским нормативам по антикоррозионной защите применение цинковых покрытий в жидких средах с рН=3-11 допускается только с последующим окрашиванием лакокрасочными материалами, самостоятельные же цинковые покрытия вообще не рекомендуется применять для защиты от коррозии в жидких неорганических средах независимо от рН [39]. В соответствии с международными стандартами подобные ограничения справедливы  и  для  ЦНП с повышенным   содержанием  цинка (табл. 2). Ярко выраженный протекторный механизм защиты ЦНП не является залогом его повышенной долговечности  в  средах с высокой коррозионной активностью.

Несмотря на  известность этих фактов, ими часто пренебрегают при использовании и испытаниях.  Так, например в [4], как недостаток покрытия с повышенным содержанием цинка (ЦИНОЛ) описывается его неустойчивость при погружении в раствор с рН=4,3. Однако, наблюдаемое при этом  интенсивное окисление цинка  в виде «белой коррозии», усиленное за счет химического растворения в подкисленной среде,  лишь  свидетельствует  об его  активности  в покрытии и способности к протекторной защите.

Таким образом, оптимальными условиями для долговременной эксплуатации покрытия ЦИНОЛ и других термопластичных  ЦНП с повышенным содержанием цинка, являются слабоагрессивные среды. Не рекомендуется применять их в условиях постоянного увлажнения поверхности растворами солей, при постоянном погружении в пресную и морскую воду, в химических средах с рН 2-5 и 10-12 (табл. 2). Расширению  областей применения  ЦНП с повышенным содержанием цинка  могло бы способствовать  использование их в комбинации с  лакокрасочными  материалами барьерного типа [40]. Однако  они имеют ограничения по номенклатуре совместимых покрывных эмалей.

Поэтому в средах со средней и высокой коррозионной активностью  более широкое применение находят другие типы ЦНП – на основе кремнийорганических (ЦВЭС)  и термореактивных полимеров (ЦИНЭП, ЦИНОТАН). Образование покрытий на их основе обусловлено не только улетучиванием растворителя. Пленкообразование сопровождается химических превращений, в результате которых формируется пространственная полимерная сетка, обеспечивающая высокие физико-механические и защитные свойства.

Кремнийорганические и термореактивные ЦНП, как правило,  содержат от  70 до 90 мас.  %  цинкового порошка [31,41]. По сравнению с покрытиями с повышенным содержанием цинка (ЦИНОЛ), для них характерно увеличение вклада  гидроизолирующего механизма в общее коррозионно-защитное действие. Это демонстрирует рис.2, где для покрытий ЦВЭС, ЦИНЭП, ЦИНОТАН наблюдается постепенное  облагораживание потенциала, сопровождаемое  ростом сопротивления.  

В случае покрытия ЦВЭС снижение электрохимической активности обусловлено тем, что этилсиликатное связующее способно вступать в химическую реакцию   с  цинком с образованием связи Zn – O – Si - ,  тем самым блокируя поверхность цинковых частиц [42]. Еще одной  структурной особенностью этилсиликатных ЦНП, является значительная пористость, зависящая от условий нанесения и  существенно превышающая, например, пористость эпоксидных покрытий [41].  Поэтому для сокращения количества сквозных пор у покрытий этого класса рекомендуется нанесение двух и более слоев, а также  с целью заполнения пор нанесение специальных покрывных слоев [42].

ЦНП на основе эпоксидного и полиуретанового пленкообразующего,  напротив,  характеризуются отсутствием сквозной пористости и наличием относительно небольшого количества пузырьковых пор. Динамика изменения потенциала (рис.2) у покрытия ЦИНОТАН позволяет предположить, что основное количество цинкового порошка образует  в нем кластеры типа В (рис.1). Поэтому первоначально электрохимическая активность покрытия невелика, активация цинковых цепочек происходит по мере проникновения коррозионной среды в покрытие, но довольно быстро сменяется пассивацией поверхности. То есть подтверждается известное утверждение [43], что полиуретановые ЦНП обладают превалирующей барьерной функцией, которая, однако, при определенных условиях не исключает возможность протекторной защиты.

Эти структурные особенности термореактивных и кремнийорганических ЦНП нашли отражение в рекомендациях международных стандартов. В соответствии с ИСО 12944-5 эпоксидные и полиуретановые ЦНП допустимо применять толщиной 40 мкм в системах с покрывными эмалями. В то время как толщина ЦНП на основе этилсиликата должна составлять не менее 80 мкм [44].

Упомянутые выше ЦНП применяются  в качестве самостоятельных покрытий только в средах средней агрессивности, таких  городская атмосфера, пресная вода, товарная нефть и нефтепродукты (табл. 1 и 2). Для более агрессивных условий (морская и промышленная атмосферы, морская вода, производственные стоки, растворы солей, сырая нефть и т.д.) рекомендуется применять их в системах покрытий. Наиболее надежная защита в сильноагрессивных условиях эксплуатации достигается применением полиуретановых и эпоксидных схем, включающих соответствующие ЦНП (табл. 1 и 2).

ЦНП разного состава имеют  различные области предпочтительного применения и с точки зрения технологических свойств (табл.1). Например, термопластичные и отверждаемые влагой воздуха полиуретановые материалы (ЦИНОЛ и ЦИНОТАН) допускается наносить в условиях повышенной влажности и пониженных температур, что является большим преимуществом в жестких климатических условиях России и ставит их вне конкуренции при работе на строительной площадке.  Этилсиликатным и эпоксидным   покрытиям (ЦИНЭП и ЦВЭС) отдают предпочтение при окраске  на заводах, особенно покрытию ЦВЭС  благодаря  высокой  скорости высыхания (до степени «на ощупь» - не более 30 минут).

Таким образом, каждый из перечисленных типов ЦНП для определенных условий обладает наилучшим  комплексом свойств по сравнению с другими.

Известные производители цинкнаполненных материалов,  ответственно  работающие на рынке, учитывают вышеперечисленные  особенности свойств ЦНП и общие принципы их применения. Кроме того, они тщательно  тестируют свои продукты  и на основании  этого разрабатывают индивидуальные рекомендации по их использованию. Их игнорирование может обернуться для потребителей значительными материальными потерями, а для исследователей – ущербом для собственной репутации и производителей ЦНП.

Например, полностью пренебрегая рекомендациями производителя и международными нормами по антикоррозионной защите,  Бакаевой Р.Д. и др. [5,6]  проведены испытания этилсиликатного ЦНП (ЦВЭС) толщины 20-30 мкм при неизвестной шероховатость стальной поверхности погружением в весьма агрессивный по отношению к цинку и стали 3% раствор NaCl.  С учетом вышесказанного об особенностях   ЦНП этого типа, закономерно получен отрицательный результат – появились коррозионные повреждения стальной подложки.   При этом нанесен ущерб репутации  материала,  имеющего многолетний  положительный опыт практического  применения в различных агрессивных условиях в том числе и жидких средах.

В этой связи мы хотели бы остановиться и на других типичных методических  проблемах интерпретации результатов испытаний ЦНП. В частности, измерение бестокового потенциала системы «ЦНП- стальная основа» является самым наглядным и  широко применяемым методом оценки протекторных свойств ЦНП.  Однако, трактовка его результатов  без учета особенностей  коррозионно-защитного поведения разных типов ЦНП приводит к   некорректным или ошибочным выводам.

В частности, авторы статей  [5,6] делают вывод об отсутствии протекторных свойств покрытия ЦВЭС по данным исходного потенциала. Однако, как уже отмечалось, условием реализации  протекторной  защиты ЦНП является не сам факт наличия цинкового порошка, а существование цепочек из частиц, электрически связанных с основой и имеющих  контакт с электролитом [11-14,45]. Поэтому первоначально установление  потенциала  происходит  только за счет тех частиц цинка, к которым имеется открытый доступ коррозионной среды (кластеры типа А,  рис.1).

Для некоторых типов ЦНП со смешанным или преимущественно барьерным  механизмом защиты (структура с преобладанием кластеров  типа В,  рис.1) характерно то, что поверхность цинковых частиц оказывается пассивированной слоем полимерного связующего. Их активация происходит постепенно по мере заполнения пор и пропитывания слоя полимерного связующего электролитом. Поэтому первоначально наблюдаются  относительно невысокие значения потенциала, в дальнейшем он понижается. Стабильная электрохимическая активность, по которой  можно судить об эффективности протекторной  защиты, достигается  в  течение некоторого периода  времени. Его длительность для разных типов ЦНП может достигать от нескольких дней в условиях погружения в жидкие среды, до нескольких месяцев в случае эксплуатации в атмосферных условиях [45].

Другое тиражируемое заблуждение - аппроксимация  экспериментальной временной зависимости потенциала стали с ЦНП  линейной функцией  [4], что приводит  к ошибкам  при прогнозировании сроков их службы. Многочисленные исследования [11-14,18,20,41,45] и наш собственный опыт показывают, что изменение электрохимических свойств ЦНП во времени, в том числе   потенциала,  нелинейно, и носит более сложный характер: на временных зависимостях  имеются переходные участки, характеризующие смену преобладающего механизма защиты. Нелинейность изменения характеристик ЦНП  является прямым следствием  их  неоднородно распределенных структур, для описания свойств которых законы  (соотношения)  фрактальной геометрии  [46-48].

Таким образом, с большим сожалением приходится констатировать, что желая выступить в качестве экспертов на страницах популярных научно-технических изданий, некоторые авторы,  будучи не в полной мере знакомы с особенностями свойств  и испытаний ЦНП,   допускают  ряд серьезных ошибок  и позволяют себе  некорректные  высказывания и неточности. Это  приводит  к формированию ошибочных  представлений у читателей, а в случае использования для исследований материалов известных торговых марок – к их неоправданной дискредитации и ущербу деловой репутации производителя. К тому же  часто подоплека таких публикаций  достаточно прозрачна -  это лоббирование интересов другого производителя.

В связи с этим  считаем необходимым  напомнить  о  действующих  в России нормах права (Федеральный закон «О защите конкуренции», ст.14; «Конвенция  по охране промышленной собственности», статья  10 bis; Гражданский кодекс РФ, ст. 152; Закон РФ «О средствах массовой информации», ст.43 и 44; Закон  РФ «О рекламе», ст.5), которые в подобных случаях позволяют производителям отстаивать свои права и деловую репутацию, а также требовать возмещения убытков.

Вместе с тем, мы  ни в коей мере не являемся  противниками исследования свойств  наших материалов. Однако настаиваем на том, что они должны быть действительно независимыми и квалифицированными и проводиться в точном соответствии с рекомендациями производителя  и  действующими стандартами  по  подготовке образцов и методам испытаний.

В заключение мы призываем авторов публикаций ответственнее относиться к использованию известных торговых марок при изложении результатов своих научных изысканий.