Модель эволюции рынка внутриобъектной связи ТЭС
Внутриобъектная связь (ВС) тепловых электрических станций (ТЭС) является основным контуром оперативного (диспетчерского, технологического) управления и одним из элементов неоперативного (административного, хозяйственного, общестанционного) управления ТЭС. Базовыми элементами ВС служат системы общестанционной телефонной связи (ОбТС) и оперативной телефонной связи (ОТС) [1, 2].
Развитие сетей связи следующего поколения (NGN) уже вышло из концептуальной стадии. Передовые NGN-решения в настоящее время стали активно внедряться в сетях связи общего пользования [3]. Однако остается актуальным вопрос о механизме эволюции ВС к NGN-перспективе [4].
Модель эволюции
Модель эволюции рынка внутриобъектной связи ТЭС основана на следующих компонентах:
- модели инноваций на рынке телекоммуникаций;
- многоуровневой модели взаимодействия систем связи и автоматизированных систем управления (АСУ) ТЭС;
- функционально-стоимостном анализе перспективных архитектур систем ВС.
На рисунке 1 приведена диаграмма, отображающая последовательное преобразование технологических инноваций в инновации приложений, рынков и организаций - TAMO (Technology Application Market Organization). Такая модель, предложенная ранее для DECT-рынка [5], позволяет эффективно рассматривать подобие и различия соответ-ствующих объектов и процессов.
Наиболее значимыми для ОбТС и ОТС являются IP-инновации NGN-технологий, и сегодня накоплен некоторый опыт их внедрения в системах общестанционной телефонной связи. Движущими силами применительно к ОбТС выступают недорогой внешний IP-транспорт и возможности разнообразных компьютерных приложений (видеоконференции и т. п.). Но для ОТС процессы IP-инноваций имеют иную движущую силу, причем тенденции здесь еще не определились.
Анализ смежных сегментов рынка ВС показал весьма консервативное (по известным причинам) отношение менеджмента атомных электростанций к IP-инновациям для ОТС. Исследования возможностей построения IP ОТС на железнодорожном транспорте проводились, но по ряду технических, организационных и экономических причин положительное решение о внедрении отложено и может быть отсрочено на неопределенное время из-за текущего экономического кризиса. Между тем системы ВС на ТЭС - наиболее подходящие объекты для рассматриваемых инноваций, поскольку сети ТЭС менее критичны, чем аналогичные сети связи на АЭС, и менее масштабны, чем на железной дороге.
Ряд производителей уже имеет образцы IP-оборудования ОбТС и ОТС, но пока не проработаны вопросы их сертификации для применения на энергообъектах, отсутствуют общепринятые методики проектирования и тестирования этих систем связи, а большинство предприятий не готовы к освоению новой техники.
Таким образом, в настоящее время для ОбТС цикл инноваций зам-к-нулся, и процесс внедрения NGN-технологий находится в активной стадии; для ОТС цикл инноваций далек от завершения.
Исследование взаимодействия систем связи и АСУ производилось на основе концептуальной 4-уровневой модели NGN-сетей для различных вариантов архитектур: TDMA или IP-коммутации; независимых или интегрированных систем связи и АСУ. На таблице 1 видно, что ряд конфигураций отдельных архитектур легко объединяются вследствие идентичности элементов на всех уровнях иерархии, в других архитектурах предпосылок объединения нет или объединение запрещено.
С целью выбора перспективных вариантов архитектуры ВС была разработана модель "функция - цена - резервирование (отказо-устойчивость)", основанная на ранжировании наиболее значимых показателей для систем связи. При наличии некоторой схожести они оказались различными для ОбТС и ОТС (табл. 2 и 3), поэтому существенно отличаются и соответствующие прогнозы.
Прогноз эволюции
Проведенный авторами анализ (табл. 2) позволяет утверждать, что перспективными вариантами построения архитектур ОбТС и АСУП являются варианты "b" и "d":
- вариант "b" сочетает минимальную цену, отличное качество голосовой связи и традиционную функциональность с возможно-стью расширения сервисов за счет IP-шлюза;
- вариант "d" имеет потенциал неограниченного расширения сервисов, допускает дешевый внешний VoIP-трафик и осуществимость видеоконференций; при резервировании связи за счет индивидуальных GSM-телефонов обеспечивается отказоустойчивость;
- стоимость варианта "с" излишне высока;
- вариант "а" не покрывает растущие функциональные потребно-сти (нет возможности проведения видеоконференций).
В свою очередь перспективными вариантами построения архитектур ОТС и АСУ ТП (табл. 3) могут быть названы варианты "a" и "b", при этом:
- вариант "b" по сравнению с вариантом "a" способен обеспечить расширенный диапазон сервисов за счет IP-шлюза;
- критическими недостатками варианта "с" являются цена, неопределенность коэффициента готовности и отсутствие сертифицированного оборудования;
- переход к варианту "d" в настоящее время запрещен руководящими документами [2].
Выводы:
1. Преедложенная модель эволюции рынка внутриобъектной связи ТЭС учитывает инновации в сфере телекоммуникаций, взаимодей-ствие систем связи с АСУ и функционально-стоимостные показатели различных вариантов архитектур систем ВС.
2. Посстроенная аналитическая модель эволюции показывает, что ОбТС может быстро мигрировать на IP-платформу, а ОТС значительное время оставаться на TDMA- платформе.
3. Усттановлено [6], что развитие телекоммуникационной платформы МиниКом DX-500 эффективно соответствует прогнозу эволюции рынка внутриобъектной связи ТЭС.
Вербин Владимир, Заместитель начальника подотдела связи института "Теплоэлектропроект" - филиала ОАО "ИЦ ЕЭС", к. т. н.
Кривошапко Владимир, Начальник дирекции зарубежных и смежных рынков ЗАО "Информтехника и Промсвязь", к. т. н.
Источник: Журнал "ЭнергоРынок" №5 за 2009 год