Российские ученые оптимистически смотрят на возможность достичь комнатной сверхпроводимости

Российские ученые оптимистически смотрят на возможность достичь комнатной сверхпроводимости

Учеными из Физического института имени П. Н. Лебедева РАН (ФИАН), хим. факультета МГУ и Института физики высоких давлений РАН впервые в России синтезирован однофазный высокотемпературный сверхпроводник на основе арсенида железа, обладающий чрезвычайно высоким значением критического магнитного поля (оценивается в 130 Тл).

Начало истории высокотемпературной сверхпроводимости (ВТСП) было положено в 1986 году, когда в соединениях на основе оксида меди были обнаружены сверхпроводящие свойства. На сегодняшний день ленточные сверхпроводники на основе оксида меди YBaCuO, пригодные для практических применений при температуре жидкого азота (77К), производятся промышленностью в нескольких странах для конкретных энергетических и электротехнических проектов или в режиме опытного производства.

В начале 2008 года физики синтезировали новый класс сверхпроводников с общей химической формулой ReFeAsO1. Можно сказать, что монополия оксидов меди была нарушена. Само по себе явление сверхпроводимости в соединении на основе железа уже антагонизм. Железо, как известно, обладая свойством спонтанной намагниченности атомов, концентрирует в материале магнитное поле, в то время как одно из определяющих свойств сверхпроводимости - это выталкивание магнитного поля из объема материала2.

На базе отдела «Высокотемпературная сверхпроводимость и сверхпроводниковые наноструктуры» ФИАНа, которым заведует доктор физико­математических наук Владимир Пудалов, также проводятся синтез и исследования новых «железных» сверхпроводников. Группа физиков ФИАНа в кооперации с химиками из МГУ и физиками из Института физики высоких давлений разработала метод синтеза и успешно синтезировала соединения этого же класса с магнитными ионами Gd с различным содержанием кислорода и фтора. Было обнаружено, что наиболее высокой критической температурой (53 К) обладает состав GdFeAsO0,88F0,12 с замененной (допированной) частью атомов кислорода атомами фтора.

- Наиболее трудным делом было получить материал в чистом виде - так называемый однофазный, с практически 100%-ным содержанием желаемой сверхпроводящей фазы, - рассказывает Владимир Пудалов.

Такой материал российским ученым удалось получить впервые в мире, до этого экспериментаторы довольствовались в лучшем случае 10%­ным содержанием сверхпроводящей фазы. В результате этого достижения высококачественные образцы новых перспективных материалов станут доступными для физиков не только ФИАНа, но и других научных институтов России.

Тем временем «железные» сверхпроводники обладают удивительной особенностью - не так давно в области сверхпроводимости был обнаружен еще один фазовый переход - антиферромагнитный. Антиферромагнетизм - одно из магнитных состояний вещества, при котором элементарные магнитики (в данном случае - соседних атомов Gd) направлены антипараллельно, сводя общую намагниченность материала к нулю. Стоит отметить, что антиферромагнетизм возникает в этих, а также во многих других соединениях при высоких температурах как фаза, предшествующая сверхпроводимости при более высокой температуре, или в «прародительских недопированных соединениях». Как считают ряд теоретиков, это означает, что «клеем», соединяющим электроны в сверхпроводящие пары, является их взаимодействие с помощью магнитных флуктуаций.

Оценивая из полученных результатов критическое магнитное поле, которое способно выдержать соединение, оставаясь сверхпроводником, ученые ФИАНа получили огромную величину порядка 130 Тл. Это почти такая же величина, как и у наиболее изученного купратного сверхпроводника YBaCuO c почти вдвое большей критической температурой - 92 К. Для сравнения: максимальное магнитное поле, получаемое в лабораторных условиях с помощью «традиционных» промышленно выпускаемых сверхпроводников (Nb3Sn, NbTi), на сегодня едва достигает 21 Тл. Этот предел связан с тем, что критическое магнитное поле для лучшего из традиционных сверхпроводников - Nb3Sn - составляет 28 Тл, т. е. в 5 раз меньше, чем у синтезированного в ФИАНе «железного» сверхпроводника. Нужно провести еще множество измерений, расчетов и аналитических умозаключений, однако уже сейчас понятно, что обнаруженные полифункциональные свойства новых «железных» сверхпроводников­магнетиков и их высокие критические поля найдут свое применение в технике.

«Это подобно ситуации, когда ребенку дают красочную коробку с новой игрушкой, он еще не знает, как ей пользоваться, но уже находится в радостном предвкушении предстоящей игры с ней»,- делится эмоциями В. Пудалов.

Открытие нового класса сверхпроводников, несомненно, даст новую подсказку теории, более двадцати лет ищущей ответ на вопрос о механизме высокотемпературной сверхпроводимости. Возможно также, что эти исследования подскажут путь к повышению температуры сверхпроводящего перехода до комнатной.

1 Re - редкоземельный металл.

2 Выталкивание магнитного поля из толщи сверхпроводника носит название эффекта Мейснера.

Источник: Журнал «Рынок Электротехники», № 1, 2010 г.