Большие страсти вокруг малой энергетики
Малую гидроэнергетику возрождают сверху и снизу
Показательный пример пробуждения интереса к хорошо забытому старому - малая гидроэнергетика, которую развивали в Российской Федерации в тридцатые-пятидесятые годы, до тех пор, пока не началась эпоха строительства гигантских ГЭС. Когда‑то на территории РФ действовало около 8 тыс. малых ГЭС, в то время как сегодня их осталось лишь несколько сотен. Большинство из действовавших когда‑то малых ГЭС можно восстановить, тем более что многие из них находятся в энергодефицитных регионах. «Именно проблемы с энергоснабжением мешают развитию потенциальных мест отдыха в Кабардино-Балкарии, Карачаево‑Черкесии, Северной Осетии, Краснодарском крае, - считает Яков Бляшко, генеральный директор ЗАО «МНТО ИНСЭТ» (Санкт-Петербург), специализирующегося на производстве гидроагрегатов для малых ГЭС. - Даже город-курорт Сочи находится на голодном энергопайке». Проблема в том, что многие из энергодефицитных регионов, подходящих для развития малой гидроэнергетики, являются к тому же регионами депрессивными. «Мы разработали схему и концепцию развития малой энергетики для республики Алтай, - говорит Яков Бляшко. - Гидроэнергетический потенциал Алтая составляет 120 МВт. В реальности денег пока хватило только на то, чтобы построить ГЭС мощностью 400 кВт и начать строительство другой ГЭС мощностью 600 кВт, которое ведется уже шестой год. Аналогичная картина наблюдается в Туве и других областях. Конечно, приобретение и транспортировка дизельного топлива тоже стоят немалых денег, но эти расходы финансируются не из местного, а из федерального бюджета. Последнее время здесь заметно движение вперед. Так, в республике Северная Осетия рассмотрена концепция строительства каскада малых ГЭС в верховьях горной реки Урух.
Общая мощность 17 гидроагрегатов - 240 МВт, годовая выработка электроэнергии - 980 млн кВт-ч. При условии устойчивого финансирования проекта срок строительства малой ГЭС должен составить 2‑3 года. О намерении использовать потенциал малых рек заявляют руководители Ненецкого АО, Республики Коми, Восточной Сибири. Наконец, стоит принять во внимание программу развития малой гидроэнергетики, озвученную ГидроОГК. Еще одна крупная компания, которая рассматривается в качестве инвестора для малой энергетики, - это «Газпром», стремящийся занять лидирующую позицию на рынке генерации после ухода со сцены РАО «ЕЭС России». Если «Газпром» осуществит свои планы, связанные с приобретением контрольного пакета акций ТГК-1, то он вынужден будет осваивать энергетические ресурсы Северо-Западного региона, тем более что при все увеличивающемся объеме поставок газа на экспорт, использование его на внутреннем рынке будет существенно уменьшаться.
Трудности понимания
Но особенно активную позицию в отношении малой энергетики занимают предприятия, заинтересованные в строительстве собственной генерации. Это связано не только с желанием обрести независимость от условий генерирующих и сетевых компаний, но и с возможностью увеличить собственную капитализацию. Теоретически энергонезависимость не исключает сотрудничества между предприятием и представителями большой энергетики. Напротив, при таком подходе обе стороны могут найти взаимную выгоду. Пример - необходимость резервирования, с которой сталкивается выбравшее независимость предприятие. «Как правило, для решения этой задачи приобретаются дизель-генераторы, которые стоят мертвым грузом в те промежутки времени, когда владелец в них не нуждается, - говорит Дмитрий Пузовик, технический директор ЗАО «A. D. D» (Санкт-Петербург). - Между тем потребители могли бы решать проблемы резервирования благодаря подключению к централизованным сетям.
Другой пример - предприятие встает на профилактический ремонт, его работа носит сезонный характер, иными словами - в определенные промежутки времени ему приходится снижать объемы генерации, чтобы не оказаться в убытке. Намного выгоднее было бы загружать генерирующее оборудование на полную мощность круглый год, но это возможно при условии, что вы можете продать избыточную энергию. Но в России не существует механизма, обязывающего сети принимать выработанную независимыми производителями электроэнергию. Доказательство тому - пример из нашей собственной практики. За последнее время наша компания выполнила несколько проектов автономной генерации, предусматривающих возможность параллельной работы с сетью. Только в двух случаях сеть выступает в роли резерва, только на одном предприятии решен вопрос продажи в сеть излишков электроэнергии. Причина - не технические, а административные и организационные проблемы».
Источник: Журнал «Рынок Электротехники»