Заводы для войны
Авторы: Андрей Белоус

Заводы для войны

Экономика промышленных предприятий Томска заточена под государственный милитаризм. Вторая мировая война превратила нищий Томск, который тогда даже не был областным центром, в промышленный город. А фултонская речь Уинстона Черчилля и «холодная война» окончательно сделали из Томска анклав сплошных интересов военно-промышленного комплекса СССР.

Но в 90-е годы этот интерес был утрачен. Как нерешительная женщина, правительство уверяло, что местные предприятия ВПК вроде бы как очень нужны стране, но заказы на выпуск продукции оборонного значения все время шли мимо. Ожидание оборонного заказа превратило в маньяков не одного директора завода, которые все это время продолжали надувать щеки от прежней значимости, попутно заселяя свои конторы сомнительными деловыми партнерами.

Эхо войны

Статус промышленного города Томск встречал на вокзале. В 1941 году в стране началась эвакуация за Урал промышленных предприятий. Заводы из европейской части СССР, преимущественно Москвы и Ленинграда, по железной дороге переезжали на восток – в центр страны. В первый год войны в Томск были эвакуированы более десятка промышленных предприятий.

Одним из первых в Томск был эвакуирован знаменитый ленинградский завод «Электросила». Уже в начале августа 1941 года сюда прибыли первые два эшелона с людьми и оборудованием. Через три месяца в Томске был построен первый корпус завода, а к концу ноября завод начал работу. Тогда же началась эвакуация ярославского электромеханического завода. Оборудование размещалось прямо на уложенных железнодорожных рельсах между двумя построенными корпусами без фундаментов. Так в Томске было создано одно из самых успешных сегодня промышленных предприятий – «Сибэлектромотор». В годы войны завод выпускал электродвигатели оборонного значения и танковые стартеры.

В 1941 году были созданы заводы «Манотомь», измерительной аппаратуры, электроламповый, «Томский инструмент» и «Сибкабель». Под крышей завода «Манотомь» были собраны четыре эвакуированных предприятия: московский «Манометр» и ленинградские «Ленгзип», «Молодой ударник» и опытно-механический завод N 5. Манометровый завод в Томске был построен на площадях ликеро-водочного завода. Свою первую продукцию – приборы контроля для танковой и авиационной промышленности – «Манотомь» выдал стране в январе 1942 года. Московский радиозавод и ленинградский «Радист», эвакуированные в Томск в первый год войны, стали основой Томскому заводу измерительной аппаратуры (ТЗИА), который начал промышленное производство с выпуска металлодетекторов для поиска мин. За годы войны ТЗИА выпустил более 50 тысяч миноискателей.

Еще один знаменитый московский завод – «Фрезер», также эвакуированный в Томск в конце 1941 года, стал «отцом» Томскому инструментальному заводу. Первые годы завод работал только на оборону. На оборону тогда работал и электроламповый завод, под производство которого был отдан один из недостроенных корпусов томского медицинского института. Промышленную основу местного предприятия составили два эвакуированных в 1941 году завода: Московский электроламповый и Запрудненский стекольный заводы. В декабре 41-го Томский электроламповый завод выпустил первую тысячу самолетных ламп. Чуть позже, в середине 1942 года, запустил свое производство и «Сибкабель», созданный из эвакуированных столичных заводов «Москабель» и «Электропровод». В годы войны «Сибкабель» выпускал саперные провода и провода полевой связи. А вот Томский электромеханический завод к началу войны уже существовал как лет двадцать, но в 1941 году также принял под свою крышу эвакуированные производства. Сюда были перевезены ленинградский завод «Пневматика», конотопский завод «Красный металлист» и харьковский завод маркшейдерских машин.

Он сказал: поехали!

После войны часть эвакуированных в Томск заводов прекратила выпуск оборонной продукции. Мирная жизнь настраивала экономику на мирный лад. Но это продолжалось недолго. Уже в 50-60 годах в Томске началось строительство сразу нескольких крупных производств, ориентированных на выпуск различных компонентов для нового типа вооружений. Это главным образом касалось ракетостроения и космической программы СССР.

В 1951 году было создано научно-производственное объединение «Полюс», получившее в дальнейшем известность именно благодаря своему участию в космической программе СССР. «Полюс» разрабатывал и выпускал электрооборудование для космических аппаратов и системы управления реактивными двигательными установками. Продукция НПО использовалась на 75 процентов аппаратов, составлявших российскую космическую группировку. Объединение, персонал которого насчитывал около полутора тысячи человек, занимало площадь более 60 тысяч квадратных метров. Тогда же, в 50-х, было принято решение о строительстве в Томске уникального по масштабам приборного завода. Завод изначально был ориентирован на оборонную промышленность и так же, как и «Полюс» был непосредственно «завязан» на ракетостроение и космическую программу. Завод, цеха которого еще недавно занимали площадь порядка 120 тысяч квадратных метров, строился как замкнутое производство, где было предусмотрено абсолютно все. Томский приборный завод был самым крупным местным предприятием оборонно-промышленного комплекса страны (кроме СХК).

Примерно в это же время в Томске началось строительство завода, который в дальнейшем стал основой производственного объединения «Контур». В 1960 году завод выпускал взрывные электронные машинки и блоки питания ЭВМ. Свое современное название «Контур» приобрел в 1977 году, когда на базе завода математических машин и СКБ было создано производственное объединение. Но основная деятельность «Контура» на протяжении всего этого времени была связана с разработкой и производством средств автоматизации и автоматизированных комплексов, в том числе для нужд оборонного комплекса.

В 1964 году в Томске был создан научно-исследовательский институт полупроводниковых приборов (НИИ ПП). Институт был призван разрабатывать и выпускать серийно изделия электронной техники на основе сложных полупроводниковых соединений. В достаточно короткое время НИИ ПП стал ведущим в стране разработчиком полупроводниковых приборов. Значительная часть продукции института была связана с оборонными нуждами. В частности, предприятие вело разработку систем безопасности по контролю за доступом к информации и ее защите.

Кремлевская таблетка

90-е годы разрушили все мифы о привилегиях оборонной экономики. Все перевернулось с ног на голову. Местные предприятия ВПК сами оказались в центре многочисленных конфликтов. Они воевали со всем окружающим миром. С налоговой службой, пенсионным фондом, банками, кредиторами, энергетиками, местными властями и чиновниками из федерального правительства. Локомотивы военно-промышленного комплекса страны штамповали убогие детские игрушки, барахло для доверчивых среднеазиатских чабанов и даже фруктовые джемы. Пресловутая кремлевская таблетка – из того же ассортимента.

В судьбе этих предприятий мало что изменилось и после 2000 года, хотя появились первые признаки финансовой стабильности. Некоторые даже начали расти. Большинство заводов были акционированы, но остались под контролем государства. Те из них, что выжили, сегодня по-прежнему ждут, когда государство найдет новый образ врага, чтобы увеличить расходы на оборону страны и ВПК. Потому что за последние 15 – 20 лет они так и не научились жить без войны.

Источник: Журнал «Рынок Электротехники»