Тарифы, инфляция, жизненный уровень. Экономические реформы 1990–2030 гг.
В октябре 2011 г. правительство России решило ограничить рост тарифов на 2012 г. уровнем инфляции (кроме тарифов на газ), а также устанавливать их теперь с 1 июля, а не с 1 января.
С одной стороны, это должно подтолкнуть предприятия отраслей естественных монополий к выполнению инвестпрограммы за счет снижения собственных затрат и сокращения издержек производства, не рассчитывая на тарифную составляющую. Соответственно предприятия электротехнической, энергомашиностроительной и смежных с ними отраслей впредь будут зависеть от того, смогут ли их заказчики, например электрические сети, продолжать масштабную модернизацию, а значит и закупки, в запланированных ранее объемах.
С другой стороны, для потребителей, и особенно населения, ограничение роста тарифов – позитивная новость, так как в результате можно не опасаться снижения жизненного уровня и нового витка инфляции.
Валерий Александрович Овсейчук в своей статье с помощью статистических данных показывает, как за последние двадцать лет менялось соотношение между жизненным уровнем населения и тарифами в энергетике и ЖКХ. Исследователь также доказывает, что тарифное регулирование нуждается в дополнительной корректировке, в результате которой можно, не разгоняя темпы инфляции и не ухудшая экономическое положение потребителей, обеспечить необходимый уровень надежности энергосистемы.